Устойчивое развитие как фактор снижения рисков в цепях поставок
Компания McKinsey ежегодно проводит опрос среди руководителей цепей поставок о том, какие усилия по преодолению сбоев, снижению рисков и повышению устойчивости они предпринимают. Данные для исследования этого года были собраны у 113 руководителей цепочек поставок со всего мира, представляющих организации из самых разных отраслей. Опрос проводился в течение трех недель с конца марта до середины апреля 2022 года.
За последний год многие компании внесли структурные изменения в свои цепи поставок, внедрив стратегии «двойного поставщика» для критически важных материалов и перейдя от глобальных к региональным сетям.
Устойчивость в цепях поставок и модели изменений
Турбулентность последних двух лет вынудила многие организации устранить уязвимости в своих сложных, крайне глобализированных цепях поставок. Хотя многие респонденты заявили, что хотели бы диверсифицировать свою базу поставщиков и увеличить закупки в регионе, наиболее распространенной реакцией на сбои было увеличение запасов компонентов и готовой продукции.
Увеличение товарных запасов.
Большие резервы и страховые запасы по-прежнему считаются важным инструментом устойчивости цепочки поставок. Восемьдесят процентов респондентов сказали, что они увеличили свои запасы в 2021 году ( в среднем запасы компаний увеличились на 11 процентов в период с 2018 по 2021 год). При этом 71% компаний недовольны этой ситуацией и планируют их снижение.
Внедрение стратегии "двойного поставщика"
81 % респондентов говорят, что они внедрили стратегии "двойного поставщика" в прошлом году, по сравнению с 55% в 2020 году. 44% респондентов, по сравнению с 25% в предыдущем году (еще больший относительный скачок), говорят, что они развивают региональные цепи поставок.
В целом наше исследование показывает, что сбои изменили почти каждую цепочку поставок. 97% респондентов говорят, что они применили некоторую комбинацию увеличения запасов, "двойного поставщика" и регионализации для повышения устойчивости.
Руководители цепочек поставок считают, что эти усилия окупаются. 83% сказали, что меры по обеспечению устойчивости, которые они приняли за последние два года, помогли им свести к минимуму последствия сбоев в цепочках поставок в 2022 году. Однако эта ситуация может измениться, поскольку сбои продолжаются, а сбор данных для нашего исследования проводился весной 2022 года.
Планирование цепочки поставок: формула успеха
Исследование раскрывает формулу с тремя ключевыми компонентами для устойчивого планирования цепочки поставок.
Во-первых, это наглядность: компании могут управлять своими цепочками поставок только тогда, когда у них есть четкое представление о каждом звене. 67% компаний внедрили цифровые информационные панели для сквозной прозрачности цепочки поставок. И эти компании в два раза чаще других избегали проблем с цепочками поставок, вызванных сбоями в начале 2022 года.
Во-вторых, сценарное планирование. 37% респондентов заявили, что применяли эту практику. Эти компании также в два раза чаще других, избегали проблем с цепочками поставок в этом году.
Важнейшей основой как для прозрачности цепочки поставок, так и для эффективного планирования сценариев являются полные и точные данные. Чуть более половины респондентов говорят, что качество данных в их системах планирования цепочек поставок было «достаточным» или «высоким», что свидетельствует о том, что у многих компаний еще есть возможности для улучшения процессов сбора и управления данными.
Цифровизация: основа успеха
Предыдущие опросы показали, что большинство компаний значительно увеличили свои инвестиции в цифровую цепочку поставок за последние два года. Цифровые инструменты сыграли решающую роль в усилиях компаний по повышению устойчивости планирования.
В прошлом году прозрачность цепочки поставок была главным приоритетом для компаний. 77% респондентов заявили, что инвестируют в эту область. По мере того, как компании решают свои проблемы с прозрачностью, усилия по оцифровке смещаются к следующей серьезной задаче в управлении цепочками поставок - к улавливанию сигналов спроса.
В опросе этого года респонденты сообщают, что двумя главными приоритетами для цифровых инвестиций были планирование спроса и предложения, которые назвали 74% и 69% соответственно. 58% респондентов отдают приоритет оптимизации запасов.
Из компаний, желающих инвестировать в передовые системы планирования, более двух третей говорят, что они планируют предлагать своим поставщикам программное обеспечение для визуализации цепочки поставок. Это свидетельствует о продолжающемся сдвиге рынка от специализированных точечных решений для конкретных задач к интегрированным сквозным технологическим платформам.
Управление рисками: устойчивый прогресс
Управление рисками остается приоритетной задачей для большинства респондентов. 83% респондентов испытывали по крайней мере некоторую нехватку сырья за последний год. 90% говорят, что хотят еще больше повысить устойчивость, и почти три четверти ожидают увеличения бюджета, выделяемого на действия, связанные с обеспечением устойчивого развития.
За последние 12 месяцев две трети компаний внедрили новые методы управления рисками цепочки поставок; среди наиболее популярных подходов — новые процессы для мониторинга рисков, связанных с поставщиками.
Однако понимание состояния сложных многоуровневых цепочек поставок по-прежнему оказывается чрезвычайно сложной задачей. 45% респондентов говорят нам, что они либо не видят свою восходящую цепочку поставок, либо видят только своих поставщиков первого уровня.
Но есть и хорошие новости. Число респондентов, которые имеют хорошее представление о своих цепях поставок выросло с 2% до 17%, при этом наибольший прогресс наблюдался в секторах с более короткими и простыми цепочками поставок.
В секторе потребительских товаров и розничной торговли, например, 21% респондентов считают, что они обладают достаточной многоуровневой прозрачностью. Сорок три процента респондентов из сырьевого сектора считают, что в их организациях приняты достаточные меры по обеспечению устойчивости цепочки поставок, хотя только 14 процентов имеют хорошее представление о поставщиках третьего уровня.
Прозрачность цепочки поставок остается особенно проблематичной для автомобильной, аэрокосмической и оборонной отраслей. Только 9% респондентов уверены в видимости своих поставщиков третьего уровня, и ни один из них не выражает удовлетворения в отношении видимости своих поставщиков на всех уровнях.
Третий год подряд цепочки поставок остаются в центре корпоративной повестки дня. Наш последний опрос показывает, что за последние 12 месяцев компании приложили значительные усилия для повышения устойчивости цепочки поставок, расширив свои успешные программы оцифровки и внедрив структурные изменения в свои цепи. Поскольку волатильность и сбои, вероятно, сохранятся, мы ожидаем, что фокус на устойчивость останется ключевой темой в обозримом будущем.
Предлагаем вашему вниманию мини-мастер класс от VCARE Academy:
Устойчивое развитие и сотрудничество в цепях поставок
Устойчивость и цикличность в цепях поставок как драйверы прибыльности
А также авторский курс Insight Projects Group
Управление рисками и изменениями в цепях поставок
В статье использовались материалы из отчета McKinsen- “Taking a pulse of shifting supply chain”