Международный центр компетенций в области планирования производства, логистики, управления цепочками поставок, управления запасами и закупками
+7 495 720-8260
Международная сертификация APICS Тренинги и семинарыот ведущих специалистов Бизнес-симуляторинновационный формат обучения Оценка компетенцийоценка компетенций

Может ли компьютерная симуляция способствовать повышению эффективности SCM и слаженности команд?

Автор статьи: Семенова Дарима Батовна, Генеральный директор ООО "Инсайт Проджектс Групп".

В ситуации глобального кризиса и общей нестабильности экономики, нехватки ресурсов, в том числе и инвестиционных ресурсов, на фоне высоких рисков, включая риски технологического характера, грамотное управление операционной деятельностью становится одним из ключевых факторов успеха. В управлении операционной деятельностью компаний скрыт значительный потенциал снижения себестоимости, повышения производительности и рентабельности.

Большое значение в процессе повышения эффективности компании имеет обучение и мотивация персонала. А для того, чтобы бизнес-обучение специалистов производственных и дистрибуционных компаний в кризис принесло максимальную пользу, особое внимание нужно уделять практической стороне вопроса: навыки управления операционной деятельностью в процессе обучения традиционно остаются недостаточно охваченными. Обучение в области управления запасами, планирования производственных мощностей, управления закупками, сроками поставок и клиентским сервисом, а также в других смежных областях является важным, но почему-то не приоритетным при составлении планов на обучение.

Справедливо считается, что навыки управления операционной деятельностью относятся к категории hard skills, то есть так называемых твердых навыков и умений, как, например, знаний в области владения компьютерными программами, математическим аппаратом, бухгалтерским учетом или навыками перевода на иностранные языки. Как правило, подобные навыки приобретаются специалистами на этапе получения базового образования, и в дальнейшем совершенствуются уже непосредственно на рабочих местах. Причем, специалисты учатся на собственном опыте. При этом у них не всегда хватает мотивации, времени и других составляющих для поддержания своего профессионального уровня. В связи с чем, конечно же, страдает качество управления. Следует отметить, что наиболее релевантный опыт, соответствующий современным требованиям, приобретается в западных компаниях, в которых внедряются международные стандарты бизнеса. Происходит это в силу того, что в таких компаниях налажены методы управления знаниями, а также налажены процессы непрерывного обучения. Передовой опыт в этой области есть в таких компаниях, как Procter&Gamble, Mars и многих других крупных компаниях.

В 2013 году Массачусетском технологическом институте (Massachusetts Institute of Technology, MIT) было проведено исследование эффективности формирования виртуальных команд при работе с бизнес-симулятором The Fresh Connection «Обучение профессионалов в области управления цепочками поставок работе в виртуальных рабочих командах». В частности, авторы исследовали 20 команд с различных континентов (Северная и Южная Америка, Европа и Азия). Исследователи отслеживали 9 основных характеристик командной работы:

  • ясное понимание по целям, ролям и вкладу каждой роли в бизнес-симуляции;
  • качественный состав команды по лидерству и другим специальным характеристикам;v
  • доверие внутри команды;
  • эффективность командной работы;
  • обеспечение психологического комфорта;
  • обеспечение обучения в команде;
  • рефлексия после принятия решений (обсуждение результатов);
  • совместные командные усилия;
  • распределение ролей в команде.

Управление операционной деятельностью, помимо конкретных знаний в области планирования, требует довольно много синтетических навыков на стыке многих направлений: основ маркетинговой деятельности, понимания финансовых механизмов формирования прибыли и природы затрат, владения математическим аппаратом, опыта работы с ERP системами, умения анализировать, обрабатывать большие объемы информации и многих других.

При этом мы выделяем некоторые характеристики специалиста, которые могут привести к успешной работе в команде. Все эти навыки проявляются особенно четко, когда в процессе обучения применяется компьютерная симуляция. Приведем список этих характеристик в свободном порядке:

  • Высокая степень мотивации;
  • Самоорганизация, тайм-менеджмент;
  • Умение добывать знания из различных источников. Особое место здесь – это умение добывать данные из Интернета;
  • Гибкость мышления и открытость;
  • Развитые навыки коммуникации;
  • Умение анализировать большие объемы информации;
  • Умение устанавливать приоритеты, умение выделять главное;
  • Умение принимать решения, брать на себя ответственность;
  • Знание иностранных языков;
  • Вовлеченность в процесс (и даже азарт!);
  • Лидерские качества;
  • Умение работать в стрессовой ситуации.

Традиционные семинары и тренинги не всегда могут решить задачи повышения квалификации и улучшения навыков управления запасами, закупками, производственными мощностями, управления клиентским сервисом, условиями и договоренностями с поставщиками и клиентами на современном уровне в силу того, что способы доставки знаний от тренера или лектора до аудитории в некотором смысле устарели. То есть традиционным форматам не хватает скорости, интерактивности.

Поэтому особое место среди практических занятий занимают различные бизнес-тренажеры и бизнес-симуляторы. Бизнес-симуляторы на основе современных веб-технологий и программного обеспечения способны предоставить бизнесу возможность многофакторного и объемного обучения. Этот инструмент решает комплексные задачи бизнеса в современном интерактивном формате и, тем самым, обеспечивает надежность и качество получаемых навыков.

Грамотно разработанные бизнес-симуляторы в состоянии учитывать большое разнообразие факторов, влияющих на эффективную работу производственного предприятия, сложные взаимосвязи различных функций, позволяют моделировать различные стратегии в безопасной среде и прогнозировать результаты деятельности.

Компьютерная симуляция примечательна тем, что дает возможность переосмыслить бизнес-процессы производственных компаний с точки зрения реструктуризации существующих моделей, смещения акцентов к более рациональному и интенсивному подходу, Это помогает выйти на качественно новый уровень, когда потенциал сбытовой стратегии практически исчерпан, и весь потенциал роста доходности компании лежит в области оптимизации бизнес-процессов.

Основной и главный эффект от использования онлайн бизнес-симулятора, в отличие от стандартного тренинга, состоит в том, что работа с бизнес-симулятором дает четкий измеримый результат, показывает прямую взаимосвязь решений в производственной и логистической схеме с финансовыми результатами компании, а также с другими важными ключевыми показателями. Обучение проводится на общем позитивном эмоциональном фоне, что повышает качество усвоения материала. В процессе работы с бизнес-симулятором происходит соединение теории с практикой, а уровень мотивации участников и уровень их осознанности в профессии значительно повышается.

Конечно, напрямую применение компьютерной симуляции не решит проблему организации цепочки поставок в компании, но в то же самое время это позволит командам сфокусироваться на решении практических вопросов, находить совместные решения, повысить компетенцию членов команды в технических вопросах, а также поможет развить профессиональные навыки.

Вот примеры задач, которые могут быть поставлены перед специалистами SCM:

  • Реализовать стратегию цепочек поставок, создать «запас» прочности в цепочке;
  • Оптимизировать цепочку поставок с учетом ограничений по срокам годности продукта и срокам поставок клиентам;
  • Достигнуть оптимального (максимального) уровня клиентского сервиса, определить пути достижения наилучших показателей;
  • Рассчитать размер необходимых страховых запасов на складах материалов и готовой продукции;
  • Согласовать сроки поставок материалов и размеры партий;
  • Достигать наилучших контрактных условий с клиентами и поставщиками;
  • Управлять производственными мощностями;
  • Осуществлять прогнозирование различных показателей, в том числе в части управления спросом;
  • Устанавливать оптимальное соотношение между затратами на хранение и на транспортировку;
  • Осуществлять информационный обмен с поставщиками;
  • Планировать производство и производственные интервалы;
  • Анализировать финансовые показатели, а также большое количество объемных и стоимостных показателей.

В организационном плане можно выделить следующие задачи:

  • повышение интерактивности в процессе обучения;
  • улучшение коммуникативных навыков сотрудников в командах;
  • отработка механизма принятия решений и принятия ответственности за результаты;
  • тренировка аналитических навыков.

В связи со сложностями, с которыми сталкиваются профессионалы в процессе формирования планов по обучению, хотим выделить несколько советов, которые, возможно, помогут при их формировании:

  • Становиться инициаторами процесса обучения в компании. Часто HR-менеджеры не понимают, что специалистов по SCM можно и нужно обучать, а также не понимают, как и где это можно сделать.
  • Внимательно выбирать провайдера обучения: обращать внимание на программы, тренеров, гибкость подхода.
  • Выбирать практико-ориентированные программы.
  • При выборе программы ориентироваться на свои бизнес-задачи, исходя из потребностей карьерного развития сотрудников.
  • Ориентироваться на международный уровень и лучшие практики от ведущих компаний.
  • Применять тестирование и различные формы проверки знаний для закрепления теории и практических навыков.
  • Читать профессиональную литературу, статьи и материалы на профессиональных сайтах.
  • Следить за новостями профессионального сообщества.
  • Кооперироваться с профессионалами и профессиональными сообществами не только в своей стране, но и за рубежом.
  • Обращать внимание на инновационные формы обучения, в частности, на компьютерные тренажеры и симуляторы как форму независимой оценки.

Нельзя забывать также и о таких формах обучения и вовлечения персонала как обмен опытом между профессионалами, стажировки, выполнение практических заданий, разбор бизнес-кейсов, решение задач и упражнений, различные виды тестирования и другие методы обучения, направленные на совершенствование профессиональных навыков.

В ваших руках не только личная карьера и успех ваших сотрудников, но и прибыль вашей компании или вашего бизнеса! Выбор за вами!


Вернуться


Наши клиенты

  • OracleSunInBevSyngentaLVMHAkzoNobelVolvoPfizerHenkel
  • DowAstra-ZenekaNpo_saturnContitentalrzhdJTIВертолеты РоссииОМКИркутKatkoGazpromTescoFerreroIpsen