Международный центр компетенций в области планирования производства, логистики, управления цепочками поставок, управления запасами и закупками
+7 495 720-8260
Международная сертификация APICS Тренинги и семинарыот ведущих специалистов Бизнес-симуляторинновационный формат обучения Оценка компетенцийоценка компетенций

Бизнес-симулятор - инструмент повышения эффективности обучения управлению цепями

Автор статьи: Семенова Дарима Батовна, Генеральный директор компании  Insight Projects Group

В данной статье, хотелось бы суммировать накопленный опыт применения он-лайн бизнес-симуляторов в корпоративном обучении производственных и дистрибуционных компаний. Такие интерактивные формы обучения облегчают HR службам компаний и провайдерам обучения нахождение новых возможностей для развития эффективного корпоративного обучения, а также общего языка как с топ-менеджерами, заказчиками корпоративного обучения, так и со специалистами и профессионалами, реализующими стратегии компаний.

Большое значение в процессе бизнес-обучения специалистов компаний, помимо теоретической подготовки, имеет практическая сторона вопроса: обмен опытом между профессионалами, стажировки, выполнение практических заданий: разбор бизнес-кейсов, решение задач и упражнений, различные виды тестирования, другие методы обучения, направленные на совершенствование навыков. Соответственно, особое место среди обучающих инструментов занимают бизнес-симуляторы, разработанные в применением современных технологических средств.

Традиционно тренингам по коммуникативным навыкам или, например, навыкам продаж и переговоров, со стороны топ-менеджеров и руководителей HR-служб уделяется много внимания.
А вот навыки управления операционной деятельностью остаются недостаточно охваченными. Обучение в области управления запасами, планирования производственных мощностей, управления закупками, клиентским сервисом и других смежных областей является важным, но не приоритетным при составлении планов на обучение.

Часто инициатором обучения по этим направлениям становятся сами специалисты, то есть запрос формируется «снизу», а не от HR служб, и зачастую обучение по этим направлениям не планируется в бюджетах. Это говорит, прежде всего, о том, что все еще не сформировано целостное понимание у руководства компаний о системной взаимосвязи между финансовыми результатами и уровнем профессиональной подготовки менеджеров, отвечающих за управление цепями поставок и производственной деятельностью. Не всегда есть понимание того, что важно эффективно использовать внутренние ресурсы предприятия.

Таким образом, получается, что внимание и фокус акцентируется, прежде всего, на увеличение продаж, расширение доли рынка, «продавливание» поставщиков и снижение закупочных цен. Конечно, такой подход дает кратковременный финансовый результат, но в долгосрочной перспективе является рискованным потому, что для успешного функционирования бизнеса важна, прежде всего, надежная основа создания ценности для клиента, устойчивая система генерации стабильного дохода.
В ситуации глобального кризиса и общей нестабильности экономики, нехватки ресурсов, в том числе инвестиционных, а также на фоне высоких рисков, в том числе рисков технологического характера – грамотное управление операционной деятельностью становится одним из ключевых факторов успеха. В управлении операционной деятельностью компаний скрыт значительный потенциал снижения себестоимости, повышения производительности и рентабельности.

Считается, что навыки в управлении операционной деятельностью относятся к категории hard skills, то есть так называемых твердых навыков и умений как, например, знаний в области владения компьютерными программами, математическим аппаратом, бухгалтерским учетом или навыками перевода на иностранные языки. Как правило, подобные навыки приобретаются специалистами на этапе получения базового образования, а в дальнейшем совершенствуются уже непосредственно на рабочих местах. Причем специалисты учатся на собственном опыте. При этом не всегда у них хватает мотивации, времени, других факторов поддержания своего профессионального уровня, в связи с чем, конечно же, страдает качество управления. Следует отметить, что наиболее релевантный опыт, соответствующий современным требованиям, приобретается в западных компаниях, в которых внедряются международные стандарты бизнеса. Происходит это в силу того, что в таких компаниях налажены методы управления знаниями, а также налажены процессы непрерывного обучения. Передовой опыт в таком аспекте есть в таких компаниях, как Procter&Gamble, Mars.

Управление же операционной деятельностью, помимо конкретных знаний в области планирования, требует довольно много синтетических навыков на стыке многих направлений: основы маркетинговой деятельности, понимание финансовых механизмов формирования прибыли и природы затрат, владение математическим аппаратом, опыт работы с ERP системами, умение анализировать, обрабатывать большие объемы информации и многое другое.

Очевидно, что требования к компетенциям специалистов по управлению операционной деятельностью высоки и, к сожалению, существует серьезный разрыв между требованиями работодателя и возможностями соискателей на определенные позиции. Поэтому вопрос обучения специалистов остается актуальным. Тем не менее, зачастую из-за низкого уровня предложений на рынке образования, из-за отсутствия достаточно интересных инструментов обучения специалистов, задача повышения квалификации остается задачей самостоятельного развития специалиста. Нехватка преподавательского состава необходимого и достаточного уровня с релевантным практическим опытом только усугубляет эту проблему.

Традиционные семинары и тренинги не всегда могут решить задачи повышения квалификации и улучшения навыков управления запасами, закупками, производственными мощностями, управлением клиентским сервисом, условиями и договоренностями с поставщиками и клиентами на современном уровне в силу того, что способы доставки знаний от тренера или лектора до аудитории в некотором смысле устарели, то есть не хватает скорости, интерактивности.

Поэтому особое место в ряду практических занятий занимают различные бизнес-тренажеры и бизнес-симуляторы. Бизнес-симуляторы на основе современных веб-технологий и программного обеспечения способны предоставить бизнесу возможность многофакторного и объемного обучения. Этот инструмент решает комплексные задачи бизнеса в современном интерактивном формате и, тем самым, обеспечивает компанию надежностью и качеством.

Грамотно разработанные бизнес-симуляторы в состоянии учитывать большое разнообразие факторов, влияющих на эффективную работу производственного предприятия, сложные взаимосвязи различных функций, позволяют в безопасной среде моделировать различные стратегии, прогнозировать результаты деятельности.

Зачастую на предприятиях требуется обучение конкретным навыкам, решению конкретных задач в части управления. Например, управление сроками поставок, запасами на складах сырья и материалов, а также готовой продукции, материальными ресурсами и многое другое.

Удачных примеров специализированных бизнес-симуляторов, разработанных для корпоративного обучения по теме операционного управления не так много. В частности, у нашей компании уже имеется опыт использования в процессе обучения разработки голландской компании Involvation Interactive B.V. – бизнес-симулятор The Fresh Connection. Сейчас данная разработка считается одной из лучших в области управления операциями и цепями поставок. Бизнес-симулятор TheFreshConnection применяется в 40% компаний из рейтинга Global Top 10 of 3rd Party Logistics Providers. Всего в мире, начиная с 2008 года, более 10000 участников прошли обучение с использованием данного бизнес-симулятора.
В России его уже применяли в таких компаниях как Kimberly-Clark, Johnson&Johnson, ОАО “Корпорация “Иркут”, ГК «Росатом».
При включении бизнес-симулятора в корпоративное обучение важно четко ставить задачу, решению которой должен быть посвящен тренинг или другое обучающее мероприятие.
При постановке задачи обучения важно иметь в виду и использовать способность бизнес-симулятора моделировать ситуацию, то есть по сути в безопасном пространстве проигрывать различные, в том числе рискованные, ситуации.

Алгоритм бизнес-симулятора построен на принципах работы производственной компании. Основные функциональные роли, которые задействованы в игре, это: продажи, закупки, производство, логистика (цепи поставок). Работа осуществляется в командах по 4 человека.

Вот примеры задач, которые могут быть поставлены HR службой в части функционала:

  • Реализовать стратегию цепей поставок, создать «запас» прочности в цепи;
  • Оптимизировать цепь поставок с учетом ограничений по срокам годности продукта и срокам поставок клиентам;
  • Достигнуть оптимального (максимального) уровня сервиса клиентам, определить пути достижения лучших показателей;
  • Рассчитать размер необходимых страховых запасов на складах материалов и готовой продукции;
  • Согласовать сроки поставок материалов и партии поставок;
  • Достичь лучших контрактных условий с клиентами и поставщиками;
  • Управлять производственными мощностями;
  • Осуществлять прогнозирование различных показателей, в том числе в части управления спросом;
  • Устанавливать оптимальное соотношение между затратами на хранение и на транспортировку;
  • Осуществлять информационный обмен с поставщиками;
  • Планировать производство и производственные интервалы;
  • Анализировать финансовые показатели, а также большое количество объемных и стоимостных показателей и многое другое.

Задачи обучения, которые можно выделить в организационном плане:

  • повышение интерактивности в процессе обучения;
  • улучшение коммуникативных навыков сотрудников в командах;
  • отработка механизма принятия решений и ответственности; 
  • тренировка аналитических навыков

Модерация и фасилитация процесса обучения с использованием бизнес-симулятора занимает важное место в тренинговом процессе. Здесь важно своевременно и точно реагировать на запросы аудитории, давать ориентиры для принятия того или иного решения, создавать среду для профессионального обсуждения. Важно отметить, что в таком бизнес-симуляторе, как TheFreshConnection, не предусматривается какое-то одно единственно правильное решение. Всегда остается место для обсуждений и развития. Собственно, как и в жизни, когда бизнес работает в условиях неопределенности и только грамотная стратегия и реалистичные тактические планы приводят компанию к успеху. При этом нельзя забывать, что реализацией всех бизнес-планов занимаются люди, и от того, как они подготовлены, зависит результат.

Уровень фасилитации тренингов для разбора результатов и лучшего усвоения материала повышается как за счет получения обратной связи от аудитории, так и за счет взаимодействия с разработчиками программного обеспечения. При этом, когда мы говорим об уровне фасилитации, то мнения здесь разделяются, потому что часть пользователей считает, что в процессе самостоятельной работы достигается лучшая степень погружения в материал, а часть пользователей будет ждать от организаторов разъяснения решений и правильных ответов. Повторюсь, что однозначно правильных и единственно верных ответов при работе с многофакторным бизнес-симулятором быть не может. Вы можете просто показать хороший результат, можете показать не очень хороший результат, а можете показать плохой. В любом случае оценка результата будет зависеть от выбранной стратегии, от базового уровня команды, от многих других факторов, повлиявших на принятие решений.

Формирование виртуальных рабочих команд – это еще один интересный аспект в части корпоративного бизнес-обучения. В крупных компаниях бизнес часто распределен не только по регионам внутри страны, но и по разным странам. Поставщики предоставляют свои услуги по всеми миру, поэтому все чаще приходится встречаться с ситуацией, когда специалисты общаются исключительно средствами электронной почты, в виртуальных конференциях и никогда не видят друг друга лично.
В 2013 году Массачусетском технологическом институте (Massachusetts Institute of Technology (MIT)) было проведено исследование эффективности формирования виртуальных команд при работе с бизнес-симулятором TheFreshConnection «Обучение профессионалов в области управления цепями поставок работать в виртуальных рабочих командах». В частности, исследовали 9 основных характеристик командной работы 20 команд с различных континентов (Северная и Южная Америка, Европа и Азия):

  • ясное понимание по целям, по ролям по вкладу каждой роли;
  • качественный состав команды по лидерству, по специальным характеристикам;
  • доверие внутри команды;
  • эффективность командной работы;
  • обеспечение психологического комфорта;
  • обеспечение обучения в команде;
  • рефлексия после принятия решений (обсуждение результатов);
  • совместные командные усилия;
  • распределение ролей в команде.

На основании этого исследования были сделаны промежуточные выводы, что изучение виртуальных команд в среде профессионалов по цепям поставок – важная и актуальная задача и в данной части есть много точек роста. В частности, существуют географические, демографические и том числе возрастные различия, мешающие коммуникациям, высокому уровню доверия в командах, причем чем дольше длится проект, тем взаимопонимание ухудшается. В этой связи навыки работы в виртуальных командах необходимо совершенствовать. Применение бизнес симуляторов для тренировки навыков работы в виртуальных командах является крайне актуальным.

В полной мере отработать навыки формирования эффективных виртуальных команд возможно в рамках Международного чемпионата по цепям поставок, проводимого на базе бизнес-симулятора TheFreshConnection. Это еще одна форма обучения, позволяющая в полной мере задействовать потенциал участников, включить их процесс соревнования за лучшие решения. В Чемпионате возможно в режиме реального времени соревноваться с профессионалами со всего мира, а это не меньше чем 25 стран.
В январе 2014 года впервые в России стартовал Международный чемпионат по цепям поставок – The Global Supply Chain Challenge (www.scm-competition.ru). Это ежегодное соревнование между профессионалами в области управления цепями поставок из различных компаний разных стран. В этом году Чемпионат был поддержан на самом высоком уровне Агентством стратегических инициатив (www.asi.ru).

Отрадно, что в этом году также впервые стартовали две группы участников: профессионалы и студенты старших курсов вузов. Студенты РЭУ им. Плеханова, НИУ ВШЭ, РАНХиГС, МАДИ, СГЭУ (Самарский государственный экономический университет) с энтузиазмом восприняли идею участия в Чемпионате. По результатам первого квалификационного этапа российским студентам в рейтинге не удалось подняться выше 40-го места. Это свидетельствует о том, что уровень подготовки студентов по специальностям логистики и управлению цепями поставок не самый высокий.

В целом по результатам проведенных проектов обучения с использованием бизнес-симулятора в формате Чемпионата, либо тренинга можно выделить основные требования к участникам подобного рода активностей. Приведем их в свободном порядке:

  • Высокая степень мотивации;
  • Самоорганизация, тайм-менеджмент;
  • Умение добывать знания из различных источников: особое место – это умение добывать данные из Интернета;
  • Гибкость мышления и открытость;
  • Высокие навыки коммуникации;
  • Умение анализировать большие объемы информации;
  • Умение устанавливать приоритеты, выделять главное;
  • Умение принимать решения, брать на себя ответственность;
  • Знание иностранных языков;
  • Вовлеченность в процесс и даже азарт;
  • Лидерские качества;
  • Умение работать в стрессовой ситуации

Вот, что говорит один из активных участников Чемпионата Игорь Автаев, студент программы МВА ВШКУ РАНХиГС: «Мы все, в первую очередь, получили удовольствие от игры. К тому же приятно достигать положительных результатов. Первое впечатление было такое, что игра очень сложная и разобраться в ней трудно. Интересно было поработать в команде с коллегами из группы. За весь курс MBA это вторая большая бизнес-игра. Первая проводилась без компьютеров и расчетов. TheFreshConnection - более реалистичная игра, привязана к финансовым результатам, и это замечательно. Например, отметил для себя интересный факт - единая цена на компонент и контрактный индекс. В фармдистрибьюции в Европе такое есть - аптеки покупают лекарства у оптовиков по одной и той же цене, различаются только условия поставок. Сам бизнес-симулятор сделан на высоком уровне, сквозной процесс создания прибыли компании дает очень хорошее представление о том, как решения в одном блоке меняют результат в другом».

А вот отзыв от руководителя проектов отраслевого портала Логистика - Logistics.ru Ырысбека Ташбаева: «TheFreshConnection – самая лучшая деловая игра по логистике и управлению цепями поставок в мире. Надо ее ввести как обязательный курс во все программы обучения и повышения квалификации по логистике. Игра развивает не только понимание механизма работы цепи поставок, но и навыки командной работы. У участников появляется системное понимание взаимодействия ролей и параметров. В то же время игра требует достаточно много времени на ее освоение. Но если не уделить время изучению правил и интерфейса, то недостаточное понимание методологии игры не позволит вам достичь хорошего результата».

Говорит Алина Бухарина, руководитель проекта Rosatom Global Проектного офиса по международным программам АНО «Корпоративная Академия Росатома»: «Что касается нашего участия, это интересный необычный опыт, который позволил не только на деле проверить и оценить качество знаний и уровень компетенций участников, но и наглядно замотивировать команду на освоение новых горизонтов профессионального мастерства.
Игра примечательна тем, что дает возможность переосмыслить бизнес-процессы производственных компаний с точки зрения внутренней реструктуризации принятых моделей; переход к более рациональному и интенсивному подходу, что характерно для современного российского рынка производственных компаний, когда потенциал сбытовой стратегии практически исчерпан, и вся доходность компании лежит в области оптимизации бизнес-процессов».

Конечно, участие в международном Чемпионате – это испытание. Главный итог – это повышение профессиональных навыков и более глубокое понимание операционных процессов, процессов логистики и управления цепями поставок за счет современного и актуального алгоритма бизнес-симулятора, который основан на принципах работы современной производственной компании.

В целом можно сказать, что опыт применения TheFreshConnection открывает большой потенциал для использования деловых он-лайн игр в процессе обучения и отработки навыков управления операционной деятельностью.
Тем не менее, недостаточно просто применять уже имеющиеся бизнес-симуляторы в работе. Важно разрабатывать новые инструменты с учетом современных требований управления. Необходимо разрабатывать российские варианты бизнес симуляций с учетом специфических задач и вызовов российских компаний в условиях кризиса и нестабильной экономики. В этой связи актуальными становятся вопросы бюджетов, поиска оригинальных идей и прототипов. Соответственно, важно налаживать диалог между работодателями, разработчиками, учебными заведениями, заинтересованными министерствами и ведомствами, профессиональными сообществами.

Основной и главный эффект от использования он-лайн бизнес симулятора в отличие от стандартного тренинга состоит в том, что работа с бизнес симулятором дает четкий измеримый результат, проводит прямую взаимосвязь решений в производственной и логистической схеме с финансовыми результатами компании, а также с другими важными KPI. Обучение проводится на общем позитивном эмоциональном фоне, что повышает качество усвоения материала. В процессе работы с бизнес симулятором происходит соединение теории с практикой, а уровень мотивации участников и уровень их осознанности в профессии значительно повышается.

 


Вернуться


Наши клиенты

  • OracleSunInBevSyngentaLVMHAkzoNobelVolvoPfizerHenkel
  • DowAstra-ZenekaNpo_saturnContitentalrzhdJTIВертолеты РоссииОМКИркутKatkoGazpromTescoFerreroIpsen